Фонд социальной защиты населения

Сбор и уплата страховых взносов

Разъяснения о начислении взносов

Разъяснения о начислении взносов

16.01.2016

 

О некоторых вопросах государственного

социального страхования

 

В рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 «О вопросах социального обеспечения» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2016, 1/16194) (далее – Указ), вступившего в силу с 1 января 2016 года, сообщаем следующее.

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, или являющиеся индивидуальными предпринимателями (п.п.1.3 пункта 1 Указа). Соответственно, работодатели за указанных лиц обязаны уплачивать взносы по государственному социальному страхованию (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) в порядке, определяемом законодательством.

Представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, включены в число плательщиков обязательных страховых взносов (далее – плательщики), которые обязаны за работающих граждан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь, уплачивать взносы в бюджет фонда в порядке, определяемом законодательством (пункт 2 Указа).

Для плательщиков из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно (далее – микроорганизации) уточнен срок уплаты взносов в бюджет фонда. Так, микроорганизации обязаны уплачивать взносы в бюджет фонда в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 2 Указа).

         Право на пенсию предоставляется при наличии стажа работы с уплатой взносов в бюджет фонда в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании не менее 15 лет 6 месяцев с 1 января 2016 года[1] (п.п.1.2 пункта 1 Указа). Уплата взносов осуществляется в порядке, предусмотренном Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2015 г. № 174, вступившего в силу с 29 июля 2015 года).

 



[1] Начиная с 1января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Ответы  на  вопросы

 

Вопрос. Коммерческая организация имеет право уплачивать обязательные страховые взносы ежеквартально. Работнику предоставлен трудовой отпуск с 15.12.2015 г. по 11.01.2016 г. В какой срок организация обязана уплатить взносы, причитающиеся с выплат за дни отпуска в январе 2016? Как отразить уплату взносов в отчете 4-фонд?

Ответ. Пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 внесены отдельные изменения в Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение об уплате). В частности, уточнен срок уплаты обязательных страховых взносов (далее – страховые взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) для плательщиков из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно (далее – микроорганизации) (часть четвертая пункта 4 Положения об уплате).

Так, микроорганизации обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет фонда в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В связи с этим, страховые взносы с отпускных, начисленных за январь 2016 г., могут уплачиваться при получении средств на оплату труда в банке, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за март 2016 г., т.е. в апреле. При этом, если день выплаты заработной платы будет установлен после 20-го числа, организация обязана будет уплатить страховые взносы не позднее 20-го числа.

В отчете о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - отчет 4-фонд) сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах отражаются в месяцах их начисления и уплаты.

 

 

 05.06.2015

Об Указе № 174

 

25 апреля 2015 года подписан Указ Президента Республики Беларусь № 174 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 174), направленный на совершенствование порядка и сроков уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), а также на обеспечение единообразного применения законодательства, регулирующего данные правоотношения.

Указом № 174 (вступает в силу с 29.07.2015) внесены изменения в отдельные нормы Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (далее –  Положение), предусматривающие следующее.

Освобождение от уплаты взносов индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющих функции их руководителей, за которых взносы уплачиваются юридическими лицами (т.е. для них предусматривается участие в системе государственного социального страхования при условии уплаты взносов) (абзац восьмой п. 11 и п. 7 Положения). Указанные нормы вступают в силу с 29.07.2015 и не распространяют свое действие на ранее возникшие отношения.

Включение в систему государственного социального страхования при условии уплаты взносов такой категории плательщиков обязательных страховых взносов (далее – плательщики), как физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (пп. 11, 2 и 8 Положения).

Установление срока уплаты взносов – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, для плательщиков, у которых срок выплаты заработной платы определен позднее 20-го числа месяца                 (п. 4 Положения). Начиная с 29.07.2015, указанными плательщиками окончательный расчет по платежам в бюджет фонда производится 20-го числа каждого месяца.

Включение в обязанности плательщиков письменно информировать органы Фонда об установлении (изменении) срока выплаты заработной платы в течение 5 рабочих дней со дня принятия таких решений (абзац десятый п. 26 Положения). 

 Установление для ликвидируемых плательщиков, в частности индивидуальных предпринимателей, даты расчета по платежам в бюджет фонда – день подачи заявления о ликвидации (прекращении деятельности) в регистрирующие органы, органы Фонда (п. 101 Положения).

Иные изменения в отдельные пункты Положения носят уточняющий и редакционный характер, а также внесены с учетом правоприменительной практики.

Письмо Фонда социальной защиты населения  от 27.08.2014 № 08-07/2690 применяется в части, не противоречащей Указу № 174.

 

 

03.04.2015

О Договоре о Евразийском

экономическом союзе

 

Частью второй статьи 3 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 года «Об основах государственного социального страхования» предусмотрено, что если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора.

1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор), подписанный в г. Астане              29 мая 2014 года.

Пунктом 3 статьи 98 Договора предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование)[1] (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов[2] и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

 Учитывая изложенное, уплата обязательных страховых взносов (далее - взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на социальное страхование (6 процентов) за граждан Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения, работающих в Республике Беларусь по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов (далее – осуществляющие трудовую деятельность), производится плательщиком взносов в обязательном порядке (изъявление желания работников об участии в системе государственного социального страхования не требуется).

Граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения, осуществляющие трудовую деятельность в Республике Беларусь, за которых уплачиваются взносы в бюджет фонда, имеют право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, независимо от статуса их проживания на территории Республики Беларусь (временно пребывающие, временно или постоянно проживающие), на тех же условиях, в тех же размерах и в том же порядке, что и граждане Республики Беларусь.

При назначении и выплате указанных пособий применяются нормы законодательства Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 28.06.2013 № 569, и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственного социального страхования).

Во исполнение статьи 98 Договора находится в стадии подготовки проект Договора между государствами-членами Евразийского экономического союза о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов и членов их семей.



[1] Термин «социальное обеспечение (социальное страхование)» означает  обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. (статья 96 Договора).

[2] Трудящийся государства-члена - это лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает (статья 96 Договора).

Трудовая деятельность - деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства (статья 96 Договора).

 

 

29.10.2014

 

О  разъяснениях  по  вопросам

государственного социального страхования

                                                                            

В связи с возникающими на практике вопросами по применению отдельных норм Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (далее – Перечень), информируем о следующем.

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления право давать в необходимых случаях разъяснения по вопросам, связанным с применением Перечня, предоставлено Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) в лице его управляющего, действующего на основании Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40.

Ознакомиться с законодательством о государственном социальном страховании, разъяснениями Фонда, практикой его применения (вопросы – ответы), а также скачать необходимое программное обеспечение можно на сайте Фонда: http://www.ssf.gov.by.

 

Обязанность плательщиков – своевременно и в полном объеме перечислять платежи в Фонд.

 

Плательщики обязаны начислять и перечислять в полном объеме и в установленные законодательством сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – взносы) и вести учет начисленных и перечисленных взносов, а также расходов, производимых за счет средств бюджета фонда (пункт 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40).

 

Плательщик за невыполнение своих обязанностей несет установленную законодательством ответственность.

 

На органы Фонда возложена функция контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, а также правильностью использования средств государственного социального страхования. Органы Фонда принимают предусмотренные законодательством меры ответственности к плательщикам, нарушающим порядок уплаты взносов (пункт 8 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40).

 

 

28.10.2014

 

Исх. от 24.10.2014

        № 08-07/3289

 

 

О взносах на государственное

социальное страхование

 

В связи с возникающими вопросами о начислении взносов по государственному социальному страхованию в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – взносы) сообщаем следующее.

Понятие «выплаты, начисленные в пользу работников по всем основаниям»[1] включает в себя как заработную плату, надбавки, премии, иные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда,  так и выплаты социального характера (суммы средств работодателя, направленные на питание, проживание, обучение, погашение ссуд (кредитов), лечение, оздоровление работников, оказание им материальной помощи и др.). К таким выплатам не относятся выплаты, предусмотренные Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 г. № 115 (далее – Перечень).

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления право давать в необходимых случаях разъяснения по вопросам, связанным с применением Перечня, предоставлено Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) в лице его управляющего, действующего на основании Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40.

Ниже излагаются ответы на вопросы по применению отдельных положений Перечня.

 

         Вопрос. В соответствии с коллективным договором, предусматривающим меры по профилактике заболеваний и предупреждению производственного травматизма работников за счет реализации социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, направленных на повышение трудоспособности работников, организация приобретает питьевую воду для ежедневного ее потребления работниками. Начисляются ли взносы на стоимость питьевой воды?

          Ответ. Расходы работодателя на приобретение питьевой воды для потребления работниками в рамках реализации работодателем мероприятий, направленных на повышение трудоспособности работников, Перечнем не предусмотрены, соответственно, взносы на их суммы начисляются в общеустановленном порядке.

Не являются объектом для начисления взносов суммы средств работодателя, затраченные на: (1) проведение организационных мероприятий по  обеспечению работников питьевым водоснабжением  (покупка питьевой воды для ежедневного потребления работниками не может быть отнесена к таким мероприятиям); (2) обеспечение централизованного либо нецентрализованного водоснабжения работников в связи с производственной необходимостью (работники, занятые в особых условиях труда); (3) проведение мероприятий, связанных с осуществляемой организацией деятельностью (совещания, собрания, презентации, рекламные  мероприятия и др., т.н. представительские расходы); (4) проведение культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и оздоровительных мероприятий. Основанием для исключения этих сумм из объекта для начисления взносов являются документы, подтверждающие организацию и проведение указанных мероприятий.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 231 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), статьей 30 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», пунктом 65 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70,  Санитарными правилами и нормами (пункт 4 СП 17-69 РБ 98 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний), утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 20.04.1998 № 18, предприятия и организации обязаны осуществлять мероприятия, направленные на развитие систем централизованного водоснабжения. Качество питьевой воды должно соответствовать установленным санитарным правилам.

В дополнение сообщаем, что с 1 января 2014 года на суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (пункт 6 Перечня, действовавшего до указанной даты), кроме предусмотренных Перечнем, взносы начисляются.

 

Вопрос. Начисляются ли взносы на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам учреждений образования?

         Ответ. Пунктом 3 Перечня предусмотрены компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 ТК, а именно компенсации, производимые в следующих случаях:

        при служебных командировках (статья 95 ТК);

в связи с переездом на работу в другую местность (статья 96 ТК);

за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом (статья 99 ТК);

       за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику (статья 106 ТК).

       Иные случаи, связанные с предоставлением работнику гарантий и компенсаций, данным пунктом Перечня не предусмотрены.

В связи с этим на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам учреждений образования, производимую в соответствии со статьей 52 Кодекса об образовании Республики Беларусь (далее – Кодекс) в порядке и на условиях, определенных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2011 № 273, взносы начисляются в общеустановленном порядке.

 

Вопрос. Начисляются ли взносы на денежную помощь выпускникам учебных заведений, место работы которым предоставлено по распределению?

Ответ. Пунктом 7 Перечня предусмотрен такой вид выплаты, как материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников.

Расширительное применение данного пункта не допускается.

В связи с этим на пособие, единовременную выплату, помощь, в том числе денежную помощь молодым специалистам, производимую  в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 48 Кодекса, и др.  взносы начисляются в общеустановленном порядке.

  Если выпускникам учебных заведений, которым место работы предоставлено путем распределения, производится компенсация в связи с переездом их на работу в другую местность в соответствии со статьей 96 ТК (подпункт 3.3 пункта 3 статьи 48 Кодекса), взносы на сумму этой компенсации не начисляются.

 

  Вопрос. Организация оказывает материальную помощь работникам в связи со смертью их близких родственников. Кто относится к указанной категории лиц для целей определения объекта для начисления взносов?

Ответ. Согласно пункту 7 Перечня взносы не начисляются на материальную помощь, оказываемую работникам в связи со смертью их близких родственников.

Для целей определения объекта для начисления взносов, применительно к пункту 7 Перечня, к «близким родственникам» следует относить родителей, детей, усыновителей, усыновленных (удочеренных), родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков, а также супруга(у) и его(ее) близких родственников.

Обращаем внимание, что законодательство (семейное, трудовое, гражданское, пенсионное, уголовное и др.) имеет свои особенности в определении понятия  «близкие родственники».

 

Вопрос. Следует ли начислять взносы на выплаты, произведенные работнику после его увольнения?

Ответ. Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности,  у юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм (статья 7 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования»).

В связи с этим на выплаты, начисленные и выплаченные работнику после его увольнения, взносы не начисляются. Исключение составляют доначисленные суммы заработной платы, которые отражаются в месяцах, за которые они должны быть начислены.

Излишне поступившие суммы взносов подлежат возврату плательщику в порядке, предусмотренном пунктом 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.

 
 

Управляющий Фондом                                                   Л.Т.Бачило

 



[1]статья 2 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» 

 

 

21.10.2014

 

ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ

(о взносах по государственному социальному страхованию)

 

 Вопрос. Начисляются ли обязательные страховые взносы на  вознаграждение, выплачиваемое ОАО своим работникам за участие в работе наблюдательного совета общества? С работниками дополнительные договоры (трудовые, гражданско-правовые) на выполнение обязанностей членов наблюдательного совета не заключались.

Ответ. Да.

В соответствии с частью первой статьи 7 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (далее – Закон об основах) обязательному государственному социальному страхованию подлежат, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц (далее – гражданско-правовой договор).

Статьёй 2 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»  (далее – Закон о взносах) предусмотрено, что объектом для начисления обязательных страховых взносов (далее - взносы) являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования  (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень), но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы.

Перечнем не предусмотрены такие выплаты, как вознаграждение работникам за участие в работе наблюдательного совета.

Таким образом, учитывая, что вознаграждение за участие в работе наблюдательного совета работникам производится непосредственно его работодателем (ОАО), а не наблюдательным советом этого общества, на их суммы взносы начисляются в общеустановленном порядке.

 

Вопрос. Коммерческая организация с численностью до 100 человек уплатила взносы за 2 квартал т.г. в установленный срок. При этом она не погасила задолженность по начисленным пеням. Сохраняется ли за такой организацией ежеквартальный срок уплаты платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда)?

Ответ.  Нет.

Частью третьей пункта 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее - Положение), предусмотрено, что плательщики обязательных страховых взносов (далее – плательщики) из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают взносы и иные платежи в бюджет фонда не реже одного раза в квартал, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты указанных платежей эта категория плательщиков начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает взносы в этом году ежемесячно, не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

К иным платежам относятся суммы расходов, не принятых к зачету в счет уплаты взносов, недоимки, пеней, доплат за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования и другие платежи, предусмотренные законодательством (пункт 3 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное названным Указом, пункт 10 Положения).

Учитывая, что организацией не внесены в полном объеме платежи, причитающиеся к уплате в установленный срок, начиная с 1 августа, она обязана уплачивать взносы ежемесячно.

 

 

Вопрос. В марте 2014 судом рассматривался иск Иванова П.П. к ООО о взыскании необоснованно удержанных сумм из заработной платы и среднего заработка за задержку расчета при увольнении (уволен 10.01.2014). По результатам его рассмотрения в апреле 2014 между истцом и ответчиком заключено мировое соглашение о выплате ООО в пользу Иванова П.П. 10 000 000 рублей (выплачены в мае 2014). Следует ли начислять взносы на данную сумму?

Ответ. Нет.

Согласно части первой статьи 7 Закона об основах обязательному государственному социальному страхованию подлежат в частности, граждане, работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам (далее – работники).

Статьей 1 Закона о взносах плательщиками определены работодатели и работники, которые состоят в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях. Для указанных субъектов также установлен объект для начисления взносов и их размеры (статьи 2, 3 Закона о взносах).

В связи с тем, что государственное социальное страхование не распространяется на физическое лицо, у которого отсутствуют оформленные с организацией трудовые и (или) гражданско-правовые отношения, оснований для уплаты взносов в бюджет фонда не имеется.

Таким образом, на выплаты, в том числе денежную выплату в рамках мирового соглашения, производимые физическому лицу, не состоящему в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях, взносы не начисляются.

В том случае, если выплата в рамках мирового соглашения произведена работнику, на ее сумму взносы следует начислять.

 

   Вопрос. Физическое лицо, являясь учредителем частного унитарного предприятия, выполняет функции его руководителя. Трудовой договор не заключен, заработная плата не начисляется, выплачиваются только дивиденды. Штатное расписание отсутствует (сотрудников не имеется). Следует ли уплачивать взносы за такое лицо?

 Ответ. Да.

Пунктом 1-1 Положения (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 № 87, вступившего в силу с 27.02.2014) установлена обязанность юридического лица (в том числе фермерского хозяйства) по уплате взносов в бюджет фонда за физических лиц, являющихся собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его руководителя. Кроме того, указанная категория физических лиц включена в понятие плательщика из числа работающих граждан, для которых размер обязательных страховых взносов составляет 1 процент (статьи 1, 3 Закона о взносах в редакции Закона Республики Беларусь от 14.07.2014    № 186-З).

Объектом для начисления взносов являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования  (статья 2 Закона о взносах).

Руководствуясь частью первой пункта 5 Положения, сумма взносов за истекший месяц должна быть не менее суммы, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы. Взносы должны быть уплачены  в установленные сроки (пункт 4 Положения).

 

 

Вопрос. В Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее – Перечень), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2014 № 637 (вступило в силу с 01.07.2014) и от 23.07.2014 № 718 (вступило в силу 03.08.2014) внесены, изменения, которые расширяют действие его пунктов 4 и 5. Применяются ли данные нормы с 01.01.2014? 

Ответ. Нет.

С 01.01.2014 до внесения соответствующих изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999         № 115 применяются нормы Перечня, действовавшие в этом периоде.

 

Вопрос. Индивидуальный предприниматель работает и учится за пределами Республики Беларусь. Обязан ли он уплачивать  взносы?

Ответ. Да.

   Согласно статье 7 Закона и пункту 7 Положения добровольный порядок уплаты взносов установлен для тех индивидуальных предпринимателей (являющихся гражданами Республики Беларусь), у которых в период занятия предпринимательской деятельностью формируется стаж для назначения трудовой пенсии по другим основаниям (в связи с работой по трудовому договору, обучением, уходом за ребенком в возрасте до трех лет) либо уже получающим пенсии.

Если за индивидуального предпринимателя, в том числе работающего по трудовому договору за пределами Республики Беларусь, взносы не уплачиваются, стаж для назначения пенсии у него не формируется (кроме случаев, предусмотренных международными договорами (соглашениями), он обязан самостоятельно уплачивать за себя взносы в бюджет фонда в установленном порядке.

   Период обучения за границей в стаж работы для назначения пенсии не засчитывается (кроме случаев, когда направление на учебу имело место в силу соглашения между государствами). В связи с этим в период обучения индивидуального предпринимателя за границей взносы должны уплачиваться в установленном порядке.

 

 

Вопрос. Индивидуальный предприниматель, является получателем пенсии на ребенка-инвалида.  Обязан ли он уплачивать  взносы?

Ответ. Да.

В соответствии с частью четвертой статьи 7 Закона право добровольного участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию (при изъявлении желания) предоставлено индивидуальным предпринимателям, являющимся получателями  пенсий.

  Таким правом пользуются индивидуальные предприниматели, которым пенсия (по возрасту,  инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет и др.) назначена непосредственно самому лицу.

   В том случае, если индивидуальный предприниматель, представляя интересы ребенка, является получателем его пенсии (по инвалидности, случаю потери кормильца), то этот случай не подпадает под действие норм статьи 7 Закона и пункта 7 Положения. Соответственно, взносы в период получения пенсии за ребенка должны уплачиваться в обязательном порядке.

 

 

15.08.2014

 

        Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2014 № 637 (вступило в силу с 01.07.2014) и 23.07.2014 № 718 (вступило в силу с 03.08.2014) внесены изменения в отдельные пункты Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень).

         Принятые нормы расширяют действие пунктов 4 и 5 Перечня.

С 03.08.2014 взносы по государственному социальному страхованию (далее – взносы) не начисляются на стоимость обучения работников, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых, перечисленных в абзаце третьем пункта 4 Перечня. Что касается обучения работников на обучающих курсах (семинары, лекции, практикумы, тренинги, конференции и др.), не связанных с осуществлением организацией своей деятельности, то на их стоимость взносы следует начислять.

С 01.07.2014 взносы не начисляются на суммы страховых взносов (платежей) по договорам добровольного страхования медицинских расходов, заключенных на срок не менее одного года. При этом не имеет значения какой организацией (государственной либо коммерческой) оказывается медицинская помощь работникам.

 

Управление методологии сбора платежей

и профессионального пенсионного страхования

 

 

 

16.04.2014

 

Исх. от 11.04.2014                                            Министерство экономики

         № 19/900                                                           Республики Беларусь

 

 

О рассмотрении обращения

 

Ваше обращение от 27.03.2014 № 16-0210/2577 в пределах компетенции  рассмотрено. Сообщаем следующее.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2013     № 1083) (далее – Перечень), но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.

Согласно абзацу 3 пункта 4 Перечня взносы по государственному социальному страхованию (далее – взносы) не начисляются на суммы средств работодателя, направленные на повышение квалификации или переподготовку работников в учреждениях образования Республики Беларусь. Такие виды дополнительного образования взрослых, как повышение квалификации и переподготовка работников, предусмотрены подпунктами 1.1 - 1.3, 1.6, 1.7 пункта 1 статьи 242 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс).

Такой вид дополнительного образования взрослых, как образовательная программа обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), предусмотрен подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 242 Кодекса. В соответствии с подпунктом 2.18 пункта 2 статьи 59 Кодекса заключается трехсторонний договор о платных услугах в сфере образования (при этом не имеет значения какой организацией (учреждение образования, организация, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, или индивидуальный предприниматель, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) оказываются образовательные услуги). Стоимость обучения работника на обучающих курсах является объектом для начисления взносов. 

Не являются объектом для начисления взносов средства работодателя, направляемые на осуществление хозяйственной деятельности, в том числе связанной с получением информационных и (или) консультационных и иных возмездных услуг (кроме образовательных) в рамках заключенного с организацией договора об оказании возмездных услуг.

 

Заместитель Министра                                                  В.В. Ковальков

 

 

 

 

 

19.03.2014

 

Комментарий к Указу № 87

 

        21 февраля 2014 года подписан Указ Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования» № 87 (далее – Указ № 87), который вступил в силу с 27 февраля 2014 года.

Указ № 87 направлен на  увеличение доходной части бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), а также усиление платежной дисциплины плательщиков обязательных страховых взносов (далее – плательщики).

В целях обеспечения своевременного поступления взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда, соблюдения прав работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности внесены соответствующие изменения в Указы Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» и от 29 июня 2000 г. № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» (подпункты 1.1 - 1.3 пункта 1 Указа № 87).

Данная норма направлена на своевременное погашение во внеочередном порядке взносов на профессиональное пенсионное страхование, причитающихся с сумм задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ) и размеру оплаты отпусков, а также банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате в пределах 1,5 размера утвержденного БПМ на одного работающего.

Для усиления мер по взысканию задолженности и обеспечению своевременного поступления обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей (далее – платежи) в бюджет фонда подпункт 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (далее – Указ № 40) дополнен, нормой, предоставляющей органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) право приостанавливать операции плательщиков  по текущим (расчетным) банковским счетам (далее – расчетные счета), а также получать от банков информацию об остатках и движении средств на этих счетах в случаях неуплаты либо неполной уплаты плательщиками платежей в бюджет фонда.

В целях недопущения роста задолженности по причине неисполнения плательщиками обязательств по перечислению платежей в бюджет фонда и открытия им новых расчетных счетов (при наличии у них задолженности по платежам в бюджет фонда) пункт 2 Указа № 40 дополнен подпунктом 2.3, запрещающим банкам открывать плательщику расчетные  счета при наличии решения органов Фонда о приостановлении операций по его расчетным счетам.

Ряд изменений и дополнений внесены в Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом № 40 (далее – Положение об уплате).

Для обеспечения однозначной практики применения норм законодательства, в части уплаты обязательных страховых взносов адвокатами и нотариусами, независимо от избранной ими формы осуществления адвокатской и нотариальной деятельности, а также за физических лиц, осуществляющих функции руководителей юридического лица, Положение об уплате дополнено пунктом 1-1 в отношении указанной категории граждан.

Конкретизированы сроки постановки на учет отдельных плательщиков (адвокаты, нотариусы).

Внесены изменения, касающиеся учета в качестве плательщиков в органах Фонда филиалов и представительств. В связи с этим указанные обособленные структурные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса, подлежат снятию с учета в органах Фонда (пункт 2 Положения об уплате). Обязательства по уплате платежей в бюджет фонда за работающих в них граждан несут непосредственно создавшие их юридические лица.

Установлены иные сроки уплаты платежей в бюджет фонда для отдельных категорий плательщиков. Так например:

установлен 5-дневный срок внесения платежей плательщиками за работников, которые обратились с заявлением о назначении (перерасчете) пенсии (часть четвертая пункта 4 Положения об уплате);

установлен ежемесячный срок уплаты платежей в бюджет фонда для плательщиков из числа коммерческих организаций (до 100 человек), нарушивших ежеквартальный срок их уплаты (часть третья пункта 4 Положения об уплате).

 перенесен срок уплаты платежей в бюджет фонда с 1 апреля на 1 марта года, следующего за истекшим годом, для физических лиц, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и др.). В связи с этим платежи, причитающиеся за 2014 год, должны быть уплачены в бюджет фонда не позднее 1 марта 2015 года (пункты 7, 8 Положения об уплате).

Внесены изменения в порядок уплаты обязательных страховых взносов индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами (пункт 7 Положения об уплате). Расчет подлежащей уплате суммы обязательных страховых взносов для указанной категории плательщиков производится из определяемого ими дохода (независимо от применяемой схемы налогообложения), но не ниже чем из минимальной заработной платы с учетом ее индексации. Указанная норма распространяется на данную категорию граждан, начиная с платежей, причитающихся за 2014 год.

Уточнена дата исполнения плательщиком обязательства по уплате платежей в бюджет фонда (пункт 14 Положения об уплате), а также порядок взыскания органами Фонда недоимки с плательщика (пункты 19, 22 Положения об уплате).

Для плательщиков, имеющих задолженность по платежам в бюджет фонда, установлена обязанность по предоставлению сведений о его дебиторах. При этом следует отметить, что взыскание со счетов дебиторов плательщика производится органами Фонда на основании заявления плательщика, документов, подтверждающих задолженность дебитора, и расчета между плательщиком и его дебитором, подписанного руководителем плательщика в одностороннем порядке.

Урегулирован вопрос о возврате плательщику излишне уплаченных им платежей в бюджет фонда (при отсутствии задолженности по ним)  в результате счетной ошибки либо отсутствия основания для их уплаты (пункт  24 Положения об уплате).

Изменения в отдельные пункты Положения об уплате носят уточняющий и редакционный характер, а также являются  результатом продолжительной правоприменительной практики.

 

 

19.03.2014

ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ

 

(по применению отдельных пунктов Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" (далее – Перечень))

 

Вопрос. Относится ли ежемесячная премия государственным служащим, предусмотренная подпунктом 2.7 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июня 2013 г. № 254-дсп «Об оплате труда государственных служащих и военнослужащих» к пункту 1 Перечня?

Ответ. Нет.

В пункте 1 Перечня перечислены выплаты, в том числе премии, предусмотренные законодательными актами и выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам относятся: Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

К премиям, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию (далее - взносы), относятся государственные премии, присуждаемые Президентом Республики Беларусь в области науки и техники, литературы, искусства и архитектуры (Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 300).

Что касается премии государственным служащим, то она является составной частью оплаты их труда (статья 48 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Тем самым, на сумму ежемесячной премии государственным служащим взносы следует начислять.

 

Вопрос. Начисляются ли взносы на сумму командировочных расходов сверх установленных законодательством норм?

Ответ. Нет.

Пунктом 3 Перечня предусмотрены такие выплаты, как компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, в частности, предусмотренные в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК).

В соответствии со статьей 95 ТК при служебных командировках наниматель обязан возместить работнику расходы, связанные с проездом к месту служебной командировки и обратно, наймом жилого помещения,  проживанием вне места постоянного жительства (суточные) и иными произведенными работником с разрешения или ведома нанимателя расходами. Произведенные расходы должны быть подтверждены документально.

Таким образом, на всю сумму командировочных расходов, подтвержденных документально, взносы не начисляются.

 

Вопрос. Начисляются ли взносы на сумму компенсации расходов, связанных с проживанием на новом месте работников (молодые специалисты, иногородние работники)?

Ответ. Нет.

Пунктом 3 Перечня предусмотрены такие выплаты, как компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 ТК.

В соответствии с частью второй статьи 97 главы 9 ТК если работник переводится на работу на срок не более одного года и семья с ним не переезжает, то по соглашению сторон ему могут возмещаться расходы, связанные с временным проживанием на новом месте, и размер возмещения расходов при этом не должен превышать половины размера суточных.

В связи с этим на сумму указанных расходов, предусмотренных соглашением сторон, производимых не более одного года, взносы не начисляются.

 

Вопрос. Начисляются ли взносы на стоимость обучения работника на семинаре?

Ответ. Да.

Согласно пункту 4 Перечня взносы не начисляются на суммы средств работодателя, направленные на повышение квалификации или переподготовку работников в учреждениях образования Республики Беларусь. Такие виды дополнительного образования взрослых, как повышение квалификации и переподготовка работников, предусмотрены подпунктами 1.1 - 1.3, 1.6, 1.7 пункта 1 статьи 242 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс). В этих случаях для оказания услуг в сфере образования заключаются договоры о повышении квалификации (переподготовке) работников, предусмотренные подпунктами 2.6 – 2.13 пункта 2 статьи 59 Кодекса.

Основанием для отнесения сумм, направленных на повышение квалификации (переподготовку) работников, к пункту 4 Перечня являются первичные документы работодателя, подтверждающие указанные расходы.

Что касается семинара, то такой вид дополнительного образования взрослых предусмотрен подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 242 Кодекса. Согласно пункту 10 данной статьи образовательная программа обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) является образовательной программой, направленной па удовлетворение познавательных потребностей в определенной сфере профессиональной деятельности или области знаний, и не связана с повышением квалификации (переподготовкой) работников.

          В связи с этим на сумму стоимости обучения работника на семинаре взносы начисляются.

          

Вопрос. Начисляются ли взносы на стоимость питания на время полевых работ полеводов, бригадиров, трактористов–машинистов, водителей и др.?

Ответ. Да.

Такой вид выплаты, как стоимость питания работников, Перечнем не предусмотрен.

В связи с этим на выплаты (в размере стоимости питания), начисленные работнику, взносы следует начислять. Исключение составляют суммы средств работодателя, направленные на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами в соответствии с законодательством (абзац второй пункта 4 Перечня).

 

Вопрос. Начисляются ли взносы на суммы расходов организации, связанных с приобретением путевок в оздоровительные учреждения, путем частичной компенсации стоимости путевки, оказания материальной помощи, выплаты единовременной денежной помощи на оздоровление (лечение)  работнику?

Ответ. Да.

Указанные виды выплат Перечнем не предусмотрены, соответственно, на их суммы взносы начисляются.

Исключение составляют суммы средств работодателя, направленные на приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Республики Беларусь детям работников (абзац четвертый пункта 4 Перечня), а также на оказание медицинской помощи (абзац пятый пункта 4 Перечня).

Подтверждением нуждаемости гражданина в получении медицинской помощи является медицинская справка о состоянии здоровья, выдаваемая в порядке, установленном пунктом 7.6 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200. Форма справки утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июля 2010 г. № 92.

 

Вопрос. Относится ли оплата по договору на оказание медицинских услуг с учреждением здравоохранения (осмотр медицинскими специалистами, проведение диагностических исследований, вакцинация) к абзацу пятому пункта 4 Перечня?

Ответ. Нет.

Абзацем пятым пункта 4 Перечня предусмотрены суммы средств работодателя, направленные на медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, в том числе на проведение операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иное Перечнем не предусмотрено, соответственно на суммы указанных расходов взносы начисляются.

 

Вопрос. Какие виды материальной помощи, предусмотренные законодательными актами, относятся к пункту 7 Перечня?

Ответ.

Под действие пункта 7 Перечня подпадает материальная помощь, предусмотренная законодательными актами Республики Беларусь, в частности:

Трудовым кодексом Республики Беларусь (статьи 182, 342);

Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 1996 г. № 18 «О специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи» (пункт 6);

Законом Республики Беларусь от 12  ноября 2001 г. «О погребении и похоронном деле»;

Законом Республики Беларусь от 7  декабря 2009 г. «Об основах государственной молодежной политики» (статья 18);

Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О статусе военнослужащих» (статья 19).

 

Вопрос. Начисляются ли взносы на материальную помощь, оказываемую работникам в связи с непредвиденными материальными затруднениями в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июня 2013 г. № 254-дсп «Об оплате труда государственных служащих и военнослужащих» (далее – Указ № 254-дсп)?

Ответ. Да.

Пунктом 7 Перечня предусмотрена материальная помощь, оказываемая работникам (1) в соответствии с законодательными актами (нормы законодательных актов являются обязательными, а не рекомендательными для их исполнения), а также (2) в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем и смертью их близких родственников. Пунктом 4 Указа № 254-дсп  предоставлено право (а не обязанность) руководителя оказывать материальную помощь в соответствующем размере в связи с непредвиденными материальными затруднениями, направляя на эти цели средства из бюджета и иных источников финансирования государственных органов. Соответственно, такая выплата не подпадает под действие пункта 7 Перечня (материальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательными актами).

Вместе с тем, на сумму материальной помощи, оказанной работникам по основаниям, предусмотренным пунктом 7 Перечня, взносы не начисляются. Указанные в пункте 7 Перечня обстоятельства подтверждаются заявлением работника и копией документа, подтверждающего их наступление (свидетельство о браке, свидетельство о рождении ребенка, справка МЧС, РУВД и др.).

Что касается материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями в иных случаях и по иным основаниям, то на ее сумму взносы начисляются в общеустановленном порядке.

 

Вопрос. Начисляются ли взносы на материальную помощь работникам в размере пяти процентов планового фонда заработной платы штатных работников в соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – постановление № 6)?

Ответ. Да.

Материальная помощь, оказываемая работникам в размере пяти процентов планового фонда заработной платы штатных работников в соответствии с постановлением № 6, не подпадает под действие пункта 7 Перечня (материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами[1]). Соответственно, на сумму таких выплат взносы  начисляются в общеустановленном порядке.

Исключение составляет материальная помощь на оздоровление, оказываемая работникам при предоставлении трудового отпуска в соответствии с законодательством[2], и в предусмотренных пунктом 7 Перечня случаях (вступление в брак, рождение ребенка, постигшее работников стихийное бедствие, пожар, хищение имущества, увечье работников, смерть их близких родственников).

 

Вопрос. Начисляются ли взносы на единовременную выплату к отпуску на оздоровление согласно коллективному договору?

Ответ. Да.

В соответствии с пунктом 7 Перечня взносы не начисляются на материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами.

Что касается единовременной выплаты на оздоровление работнику при уходе в трудовой отпуск, то Перечнем такой вид выплаты не предусмотрен.

 

Вопрос. В рамках проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий организация заключила договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг. Следует ли начислять взносы на сумму оплаты по такому договору?

Ответ. Нет.

В Перечень не включены выплаты, в частности, суммы средств работодателя, направленные на проведение спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, так как они не являются объектом для начисления взносов. Основанием являются подтверждающие документы об организации проведения указанных мероприятий (программа, план, списки участников, смета расходов и др.), а также о суммах расходов, связанных с их проведением (гражданско-правовые договоры аренды, купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и др.).

 


[1] Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и Указы Президента Республики Беларусь.

 

[2] Статья 182 Трудового кодекса Республики Беларусь.

 

 

23.12.2013

 

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2013 г. № 1083 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115».

 

Об изменениях в Перечне выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах"

 

В целях сокращения временных затрат плательщиков на определение объекта для начисления взносов по государственному социальному страхованию, увеличения доходной части бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, стимулирования работодателя по принятию мер по официальному повышению заработной платы своим работникам, а также создания дополнительных условий для заинтересованности работников в увеличении размера своей пенсии принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2013 г. № 1083 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115» (далее – постановление № 1083), вступившее в силу с 01.01.2014.

Согласно постановлению № 1083 Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" (далее – Перечень), изложен в новой редакции.

В Перечень не включены такие выплаты, как единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами их рождения, а также при увольнении в связи с выходом на пенсию, заработная плата, начисленная за работу в день проведения республиканского субботника. В свою очередь, суммы этих выплат будут учитываться при исчислении заработка работнику при назначении ему пенсии и пособий.

На основании законодательства о государственном социальном страховании из ранее действовавшего (до 01.01.2014) перечня исключены выплаты, которые не могут являться объектом для начисления взносов по государственному социальному страхованию. К ним относятся следующие выплаты:

доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью предприятия (дивиденды, проценты) (пункт 16 ранее действовавшего перечня);

суммы, выплачиваемые физическим лицам за выполнение общественных обязанностей в избирательных комиссиях, комиссиях по референдуму и комиссиях по проведению голосования об отзыве депутата (пункт 21 ранее действовавшего перечня);

суммы средств работодателя, направленные на проведение спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятий (пункт 25 ранее действовавшего перечня). Для исключения указанных сумм из объекта для начисления взносов по государственному социальному страхованию являются документы, подтверждающие проведение названных мероприятий (гражданско-правовые договоры аренды, купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и др.). При этом на суммы поощрительных выплат работникам за участие в таких мероприятиях, за исключением спортивных, взносы на государственное социальное страхование начисляются (абзац 6 пункта 4 Перечня).

В соответствии с законодательством, а также с учетом практики применения пункты 2, 6, 13 ранее действовавшего перечня конкретизированы и изложены в новой редакции, а пункты 4, 8, 17, 23 систематизированы, обобщены и изложены в соответствующей редакции.

 Перечень применяется при определении объекта для исчисления взносов по государственному социальному страхованию, начиная с выплат, начисленных работникам за январь 2014 года.

 

 

 

 

Все права защищены, Фонд социальной защиты населения, 2006-2016

Поиск

На главную Карта сайта Написать письмо администратору
Создание сайта
Атлант Телеком