Главная / Контрольная деятельность / Проверяемые вопросы и типичные ошибки

Проверяемые вопросы и типичные ошибки

Проверяемые вопросы и типичные нарушения, выявляемые при проведении проверок, контрольных мероприятий, а также мониторингов органами Фондасоциальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты

 

В соответствии с пунктами 8, 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», и пунктом 18 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) и его территориальными органами осуществляется контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.

Меры профилактического и предупредительного характера в форме мониторинга органами Фонда осуществляются в соответствии с Положением о порядке проведения Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, его территориальными органами мониторинга соблюдения законодательства о государственном социальном страховании и учета его результатов, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 17.05.2018 № 56.

Проверки и мероприятия в отношении плательщиков обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование (далее – плательщики) проводятся по следующим вопросам:

1. правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме;

2. обоснованность и правильность использования средств на выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании и на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

3. правильность заполнения и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования;

4. правильность заполнения и своевременность представления отчетности.

В ходе мониторинговизучаются документы (в части их правильного оформления), на основании которых назначены пособия из средств государственного социального страхования (листки нетрудоспособности, а также документы, необходимые для назначения пособий семьям, воспитывающим детей, и пособия на погребение). Проведение мониторинга без письменного согласия плательщика на его проведение запрещается.

С 21 января 2022 г. вступил в силу Закон РБ от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон о взносах), который направлен на комплексное урегулирование вопросов уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда).

Указом Президента РБ от 22.11.2021 № 448 (вступил в силу с 21 января 2022 г) внесены изменения в Указ Президента РБ от 16 января 2009 г. № 40, в соответствии с которыми внесены изменения в Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь утратило силу.

Постановлением Совета Министров РБ от 28.12.2021 № 763 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115» с 01.01.2022установлен Переченьвыплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», доработанный с учетом сложившейся практики и с целью унификации подходов по исчислению обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подоходного налога с физических лиц.

Типичные нарушения, выявленные при проведении проверок, контрольных мероприятий, а также мониторингов органами Фонда   в  2021 году

Правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме.

1. Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов.

Излишне начислены обязательные страховые взносы:

  • на суммы выплат, превышающие пятикратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы;
  • на сумму заработной платы учащимся, допущенным к прохождению оплачиваемой производственной практики, не работающим по трудовым договорам.

Нарушена ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон об обязательных страховых взносах) (утратил силу с 21.01.2022 в связи с принятием Закона о взносах),

с 21.01.2022 указанная норма действует в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о взносах;

работодателями на пенсионное страхование в размере 28% на суммы выплат, начисленные в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами II группы.

Нарушена ст. 4 Закона об обязательных страховых взносах (с 21.01.2022 указанная норма действует в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о взносах);

на суммы выплат в пользу граждан, не состоящих в трудовых отношениях с плательщиком, а также на суммы выплат после увольнения.

Нарушена ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»;

на суммы пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования.

Нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень) (в редакции, действовавшей до 01.01.2022);

на суммы выходного пособия согласно статье 48 Трудового кодекса Республики Беларусь;

на суммы выходного пособия в связи с призывом на срочную военную службу.

Нарушен пункт 2 Перечня;

         на суммы компенсаций в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных в главе 9Трудового кодекса Республики Беларусь (за разъездной характер работы).

Нарушен пункт 3 Перечня;

на суммы материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, в связи со смертью близких родственников, материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами (в том числе на материальную помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска, предусмотренную положением о порядке оказания материальной помощи);

на суммы материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с абзацем 3 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Указ № 27).

Нарушен пункт 7 Перечня.

В соответствии с пунктом 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение об уплате) (утратило силу с 21.01.2022 в связи с внесением изменений в Указ № 40), излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда подлежли зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам (с 21 января 2022 г. – в соответствии со статьей 19 Закона о взносах)

Обращаем внимание! Постановлением Совета Министров РБ от 28.12.2021 № 763 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115» с 01.01.2022 установленновый Переченьвыплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», доработанный с учетом сложившейся практикии с целью унификации подходов по исчислению обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подоходного налога с физических лиц.

Не начислены обязательные страховые взносы:

  • на суммы единовременных премий, вознаграждений по итогам работы за год;
  • на суммы единовременного пособия за непрерывный стаж работы, в связи с установлением инвалидности, уходом на пенсию и увольнением;
  • на суммы материальной помощи к юбилейным датам, календарным и профессиональным праздникам, в связи с тяжелым материальным положением, продолжительным лечением;
  • на суммы вознаграждений к юбилейным датам, торжественным событиям, в связи с объявлением благодарности, стоимость новогодних подарков детям работников;
  • на суммы ежемесячных премий и надбавок;
  • на суммы единовременной выплаты на оздоровление;
  • на суммы среднедневного заработка, выплачиваемого за дни нахождения работника на курсах повышения квалификации;
  • на суммы оплаты трудового отпуска;
  • на сумму выплат участникам студенческого отряда;
  • на сумму компенсации оплаты за счет средств работодателя частичной стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, приобретенной за счет средств государственного социального страхования;
  • на суммы заработной платы, начисленной работникам за участие в весенне-полевых и уборочных работах в подсобном хозяйстве;
  • на денежную компенсацию расходов на питание работникам, занятым на сельскохозяйственных работах;
  • на суммы индексации заработной платы;
  • на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, взамен предупреждения о предстоящем увольнении, при досрочном расторжении контракта;
  • на суммы оплаты проживания молодым специалистам за счет средств работодателя;
  • на суммы денежной помощи молодым специалистам;
  • на суммы выплаченной денежной помощи молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование из расчета тарифной ставки;
  • на суммы выплат в результате неверного применения ограничения выплат пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике;
  • на суммы вознаграждений по гражданско-правовому договору;
  • на стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
  • на суммы доплат за работу в особых условиях труда, выплаченных согласно Указу Президента РБ № 441 от 25.09.2013 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»;
  • на суммы выплат, начисленные в пользу работающего инвалида 3 группы на пенсионное страхование в размере 28 процентов;
  • на суммы страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и заболеваний, добровольного страхования гражданской ответственности за причинение вреда и расходов в связи с профессиональной (врачебной) ошибкой при осуществлении медицинской деятельности.

Нарушена ст. 2 Закона об обязательных страховых взносах (с 21.01.2022 указанная норма действует в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о взносах);

сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников, и подлежащая уплате за истекший месяц, меньше суммы этих взносов, исчисленных из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.

Нарушен пункт 5 Положения об уплате.

На основании п. 15 Положения об уплате (утратило силу с 21.01.2022 в связи с внесением изменений в Указ № 40) не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

С 21.01.2022 – на основании статьи 10 Закона о взносах.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 12.15 КоАП, до 01.03.2021 указанная ответственность была предусмотрена ст. 11.54 КоАП.

Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения по форме ПУ-3 (далее – форма ПУ-3)(тип формы – исходная), которые откорректируют ранее представленные данные за соответствующий отчетный период (откорректированные сведения отражаются в месяцах, в которых были допущены ошибки, остальные данные повторяются в таком же виде, как они были заполнены в ранее представленной форме ПУ-3).

2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

На суммы выплат, начисленных в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации);

  • на суммы выплат за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
  • насуммы выплат, начисленные работнику за период работы по профессии, не включенной в перечень рабочих мест с особыми условиями труда;
  • на суммы выплат за дни, в которых работник не был занят на работах в особых условиях труда;
  • на суммы материальной помощи, оказываемой работникам согласно абзацу 3 пункта 4 Указа № 27.

Нарушен п. 2 ст. 7 Закона РБ от 05.01.2008 N 322-З "О профессиональном пенсионном страховании" (норма исключена с 21.01.2022). С 21.01.2022 указанная норма действует в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о взносах;

на суммы пособий по временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень) (в редакции, действовавшей до 01.01.2022);

на суммы материальной помощи в связи со смертью близких родственников, на материальную помощь в связи со вступлением в брак.

Нарушен пункт 7 Перечня;

в периоды, когда ведение педагогической деятельности в части реализации образовательных программ был в объеме менее 18 часов в неделю;

на суммы выплат работникам при их неполной занятости в особых условиях труда (менее 80% от продолжительности ежедневной нормы работы (смены), установленной законодательством).

Нарушен п. 24.2 Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения, (далее – Положение о критериях оценки условий труда), утвержденное Постановлением Совета Министров РБ от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» (далее – Постановление 1490).

Излишне поступившие в бюджет фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам (п. 24 Положения об уплате) (утратило силу с 21.01.2022 в связи с внесением изменений в Указ № 40).

С 21.01.2022 – в соответствии со ст. 19 Закона о взносах.

Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

  • на суммы выплат, начисленных за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю учета рабочего времени;
  • на сумму выплат, причитающуюся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда;
  • на суммы премий к профессиональному празднику, праздничному дню, по итогам соцсоревнования, по итогам года, за достижения в работе;
  • на суммы оплаты за работу в праздничные, выходные дни и ночное время;
  • на суммы доплат за классность, стаж работы, сверхурочное отработанное время, за вредность;
  • на суммы материальной помощи, оказанной работникам в связи с юбилейными датами рождения, тяжелым материальным положением;
  • на сумму доплат за интегрированное обучение, доплату за категории, методическую литературу педагогическим работникам;
  • на суммы оплаты трудовых отпусков;
  • на стоимость натуральной оплаты труда по итогам года;
  • на суммы компенсации за неиспользованный отпуск;
  • на суммы единовременных выплат на оздоровление, оказываемые работникам в связи с уходом в трудовой отпуск, предусмотренные пунктом 4 Указа № 27;
  • на суммы страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и заболеваний, добровольного страхования гражданской ответственности за причинение вреда и расходов в связи с профессиональной (врачебной) ошибкой при осуществлении медицинской деятельности.

Нарушен п. 2 ст. 7 Закона РБ от 05.01.2008 N 322-З "О профессиональном пенсионном страховании" (норма исключена с 21.01.2022). С 21.01.2022 указанная норма действует в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о взносах;    

На основании п. 15 Положения об уплате (утратило силу с 21.01.2022 в связи с внесением изменений в Указ № 40) не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда.

С 21.01.2022 – на основании ст. 10 Закона о взносах.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 12.15 КоАП, до 01.03.2021 указанная ответственность была предусмотрена ст. 11.54 КоАП.

Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 (далее – форма ПУ-6) (тип формы – корректирующая) за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.

3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

В нарушение пунктов 4, 11, 12, 26 Положения об уплате обязательные страховые взносы и взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда уплачивались,действовавшего до 21.01.2022 (с 21.01.2022 – на основании статей 8, 14 и 21 Закона о взносах):

позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;

позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20 числа месяца, следующего за истекшим;

при совпадении сроков уплаты с выходными и праздничными днями уплата производилась в следующий за ними рабочий день;

не представлялись в банки при получении средств на оплату труда платёжные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме; либо представлялась в банк справка, содержащая недостоверные сведения о том, что обязательства по перечислению указанных платежей плательщиками исполнены или отсутствуют.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 12.15 КоАП, до 01.03.2021 указанная ответственность была предусмотрена статьей 11.54 КоАП.

Обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

1. Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

пособие в связи с рождением ребенка назначено и выплачено на ребенка, не зарегистрированного по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь на день обращения за назначением пособия;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено и выплачено на ребенка, не зарегистрированного по месту жительства (месту пребывания) в Республике Беларусь на день обращения за назначением пособия;

пособие на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено и выплачено на ребенка, обучающегося в дневной форме получения образования за пределами Республиками Беларусь;

пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено и выплачено за период нахождения ребенка в учреждении образования с круглосуточным режимом пребывания;

назначено и выплачено два вида пособий, предусмотренных статьями 14 и 15 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З) (на детей в возрасте от 3 до 18 лет и на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей).

Нарушена статья 1 Закона № 7-З;

пособия женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка назначены и выплачены в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату выплаты;

пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, при рождении двойни назначено и выплачено дважды;

пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначено и выплачено без предоставления заключения врачебно-консультационной комиссии о том, что женщина стала на учет в организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, регулярно посещала такую организацию и выполняла предписания врачей-специалистов в течение всего срока беременности;

пособие в связи с рождением первого ребёнка выплачивалось в размерах, установленных для пособия в связи с рождением второго ребёнка и, наоборот, при рождении второго ребенка выплачивалось как на первого ребенка;

при определении размера пособия в связи с рождением ребенка не был учтен ребенок в возрасте старше 18 лет.

Нарушены статьи 10, 11 Закона № 7-З;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 летна второго ребёнка выплачено в размерах, установленных для первого ребёнка;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено за полный месяц, следовало выплатить по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено по день, предшествующий дню достижения ребенком возраста 3 лет;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет работнице, выполнявшей работу по гражданско-правовому договору, выплачивалось в полном размере, следовало – в размере 50 процентов от установленного размера пособия;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено и выплачено в размере 50 процентов от установленного размера с первого числа месяца, в котором заключен гражданско-правовой договор, следовало – со дня начала действия гражданско-правового договора на период его действия;

при определении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет учитывался ребенок, достигший 18 лет;

пособие назначено и выплачено в размере 100 процентов от установленного размера за период, когда лицо, осуществляющее уход за ребенком, являясь индивидуальным предпринимателем, не приостановило деятельность в соответствии с законодательством.

Нарушена статья 13 Закона № 7-З;

пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено семье, в которой воспитываются дети только в возрасте до 3 лет, или назначено семье, в которой не воспитывается ребенок до 3 лет;

пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено не с даты рождения младшего ребенка, а с даты предоставления работнице социального отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено и выплачено на каждого ребенка, следовало – одно пособие семье;

пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачено не по день достижения младшим ребенком, воспитываемым в семье, возраста 3 лет включительно, а за полный месяц;

пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачено не по день достижения старшим ребенком 18 лет, а до конца месяца;

пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет в месяце выхода матери на работу на полный рабочий день выплачено в размере 50 процентов от назначенного.

Нарушена статья 14 Закона № 7-З;

пособие на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет следовало выплатить в размере 70 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, а выплачено в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Нарушена статья 15 Закона № 7-З;

пособие на ребенка-инвалида назначено и выплачено позднее дня, предшествующего дню достижения им возраста 18 лет (по день достижения возраста 18 лет включительно);

пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначены и выплачены на других детей, не являющихся инвалидами, которые получают профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования за счет бюджетных средств;

пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено без соблюдения условия, согласно которому трудоспособный отец в полной семье должен отработать не менее 6 месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующем году обращения за пособием.

Нарушена статья 16 Закона № 7-З;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивалось со дня рождения ребенка, а не со дня, следующего за днём окончания периода освобождения от работы, учёбы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивалось с даты трудоустройства получателя пособия, а не со дня, следующего за днем прекращения его выплаты по прежнему месту выплаты,в случае когда обращение за его назначением последовало не позднее шести месяцев, и семья имела право на государственное пособие за период, в течение которого оно не выплачивалось;

пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачивалось со дня достижения старшим ребенком возраста 3 лет, следовало – со дня, следующего за днем достижения возраста 3 лет;

пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей выплачено не со дня признания ребенка инвалидом, а за полный месяц;

пособие выплачено не со дня признания ребенка инвалидом, а со дня выдачи удостоверения инвалида;

при выплате пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (в семье воспитывается ребенок-инвалид), выплата пособия на другого ребенка, в месяце исполнения ему 3 лет, произведена за полный месяц, следовало – пропорционально – со дня, следующего за днем исполнения ему 3 лет.

Нарушена статья 22 Закона № 7-З;

в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет не прекращена.

Нарушена статья 24 Закона № 7-З;

размер пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей при увеличении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения не перерассчитывался.

Нарушена статья 27 Закона № 7-З;

размер пособия изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение его размера, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств (пособие выплачено в размере 50 процентов от установленного пособия со дня выхода матери на работу, следовало с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения указанных обстоятельств).

Нарушен пункт 19 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569 (пособия);

не прекращена выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних детей решения об отобрании детей.

Нарушен пункт 20 Положения № 569 (пособия);

пособия назначены без наличия всех необходимых документов, пособие в связи с рождением ребёнка назначено на основании ксерокопии справки о рождении.

Нарушены пункты 8, 27, 29, 34, 42, 44 Положения № 569 (пособия);

размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, назначенного на второго или последующего ребенка, не пересматривался в случае, когда уменьшилось количество детей в возрасте до 18 лет, воспитываемых в семье, и в результате этого в семье на воспитании остался один ребенок в возрасте до 18 лет.

Нарушен пункт 36 Положения № 569 (пособия).

Указанные нарушения повлекли за собой переплаты пособий семьям, воспитывающим детей, которые органами Фонда не приняты к зачету в соответствии с пунктом 15 Положения о Фонде, а также недоплаты пособий, которые подлежали доплате.

На основании пункта 15 Положения об уплате (утратило силу с 21.01.2022 в связи с внесением изменений в Указ № 40) не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании пункта 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

С 21.01.2022 – на основании статьи 10 Закона о взносах.

При добровольном устранении плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений (в части оформления документов, необходимых для назначения пособий семьям, воспитывающим детей) в срок, установленный органом Фонда, к нему не применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, за исключением повторного выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании, выявленных органом Фонда при проведении предыдущего мониторинга.

2. Нарушения при назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

В позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» в графе «Фамилия, подпись, личная печать лечащего врача» не проставлен оттиск личной печати лечащего врача при выдаче либо при закрытии листка нетрудоспособности.

Нарушен пункт 46.1 Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1 (далее – Инструкция № 1/1);

при продлении листка нетрудоспособности на срок, превышающий 10 дней, при оказании пациенту медицинской помощи в амбулаторных условиях в позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» в графе «Должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя» не проставлен оттиск печати врача-руководителя, либо отсутствует запись о должности.

Нарушен пункт 46.2 Инструкции № 1/1;

отсутствует оттиск печати организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок» при закрытии листка нетрудоспособности и в случае внесения исправлений.

Нарушен пункт 47 Инструкции № 1/1;

исправление не заверено оттиском печати организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок», ошибочно внесенная запись не оговорена на любом свободном поле листка нетрудоспособности;

в листке нетрудоспособности допущено более двух исправлений.

Нарушен пункт 49 Инструкции № 1/1;

не заполнена позиция листка нетрудоспособности «наименование организации здравоохранения, выдавшей листок нетрудоспособности».

Нарушен подпункт 50.1 пункта 50 Инструкции № 1/1;

не заполнена позиция листка нетрудоспособности «первичный/продолжение/дубликат».

Нарушен подпункт 50.3 пункта 50 Инструкции № 1/1;

не заполнены число, месяц, год рождения временно нетрудоспособного лица в позиции листка нетрудоспособности «Дата рождения (число, месяц, год)»;

Нарушен подпункт 50.6 пункта 50 Инструкции № 1/1;

не заполнена позиция листка нетрудоспособности «Вид ВН». Нарушен подпункт 50.7 пункта 50 Инструкции № 1/1;

не заполнен код заболевания в соответствии с МКБ в позиции листка нетрудоспособности «Заключительный диагноз по МКБ».

Нарушен подпункт 50.10 пункта 50 Инструкции № 1/1;

не заполнена позиция листка нетрудоспособности «Режим».

Нарушен подпункт 50.14 пункта 50 Инструкции № 1/1;

не заполнена позиция листка нетрудоспособности «собственное имя, дата рождения ребенка»;

в случае установления одного из видов временной нетрудоспособности в связи с травмой в быту лечащим врачом в листок нетрудоспособности не внесена дата травмы, а также не внесены собственное имя и дата рождения ребенка – в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет.

Нарушен подпункт 50.15.2 пункта 50 Инструкции № 1/1;

не заполнена позиция листка нетрудоспособности «заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности».

Нарушен подпункт 50.15.3 пункта 50 Инструкции № 1/1;

в позиции листка нетрудоспособности «ВКК» не указана должность председателя ВКК либо отсутствует оттиск личной печати председателя ВКК.

Нарушен подпункт 50.16 пункта 50 Инструкции № 1/1;

в позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» - в графе «Фамилия, подпись, личная печать лечащего врача (помощника врача, фельдшера)» отсутствует оттиск личной печати врача; в графе «Должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя» отсутствует оттиск личной печати.

Нарушен подпункт 50.17 пункта 50 Инструкции № 1/1;

не заполнена позиция листка нетрудоспособности «заключение о трудоспособности».

Нарушен подпункт 50.19 пункта 50 Инструкции № 1/1;

в позиции листка нетрудоспособности «фамилия, подпись, личная печать лечащего врача (помощника врача, фельдшера)» не указана фамилия либо отсутствует подпись лечащего врача (помощника врача, фельдшера), закрывшего листок нетрудоспособности (справку).

Нарушен подпункт 50.21 пункта 50 Инструкции № 1/1;

на оборотной стороне листка нетрудоспособности, представленного работающим инвалидом, в строке «особые отметки» ответственным лицом не внесена запись «инвалид I (II, III) группы»;

в случае назначения пособия по временной нетрудоспособности комиссией по назначению пособий в позиции листка нетрудоспособности «решение комиссии о назначении пособия, номер протокола, дата» на оборотной стороне листка нетрудоспособности не внесена запись «назначить (отказать в назначении) пособие(я)» с указанием номера протокола и даты заседания комиссии по назначению пособий.

Нарушен пункт 55 Инструкции № 1/1;

пособие по временной нетрудоспособности (далее – пособие) в связи с травмой на производстве назначено за счет средств государственного социального страхования.

Нарушен пункт 1 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569);

пособие не назначено при наличии перерыва в уплате взносов не более шести месяцев до наступления случая временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 2 Положения № 569;

пособие назначено на основании справки о временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 3 Положения № 569.

         пособие по временной нетрудоспособности назначено при обращении за его назначением по истечении 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью.

Нарушен пункт 4 Положения № 569;

         пособие по уходу за больным членом семьи назначено за период, совпавший с периодом нахождения ухаживающего лица в трудовом отпуске.

Нарушен п. 6 Положения № 569;

пособие назначалось за период, за который работнику начислялась заработная плата.

Нарушен подпункт 9.5 пункта 9 Положения № 569;

пособие назначено за период отпуска без сохранения заработной платы.

Нарушен подпункт 9.6 пункта 9 Положения № 569;

         пособие по уходу за больным членом семьи назначено за период после прекращения выполнения работы по гражданско-правовому договору.

Нарушен подпункт 9.7 пункта 9 Положения № 569;

пособие назначено по день установления инвалидности включительно, а также за период после установления инвалидности, следовало – до дня установления инвалидности.

Нарушен пункт 10 Положения № 569;

пособие лицам, являющимся инвалидами (в случае заболевания, связанного с причиной инвалидности), назначено на период временной нетрудоспособности в связи с указанным заболеванием, более чем на 60 календарных дней непрерывно, более чем на 90 календарных дней с перерывами в календарном году.

Нарушен пункт 11 Положения № 569;

         пособие по временной нетрудоспособности назначалось в размере менее чем минимальный размер пособия в месяц, а именно менее 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

при исчислении пособия по временной нетрудоспособности неверно определено количество календарных дней для размера 80 процентов и 100 процентов;

пособие по временной нетрудоспособности, в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100 процентов среднедневного заработка, а следовало в размере 80 процентов;

пособие по временной нетрудоспособности было назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка на период, когда следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка, так как случай нетрудоспособности является непрерывным;

в случае непрерывной временной нетрудоспособности для исчисления пособия по очередному листку нетрудоспособности определялся новый расчетный период (пособие назначалось как при новом случае);

пособие в случае заболевания (ухода за больным членом семьи, достигшим 14 лет) назначено с первого дня в размере 100% среднедневного заработка;

необоснованно произведена доплата к пособию по беременности и родам, поскольку размер пособия по беременности и родам за период, удостоверенный листком нетрудоспособности, выше, чем размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам.

Нарушен пункт 16 Положения № 569;

пособие по временной нетрудоспособности назначено исходя из размера среднедневного заработка, определяемого за фактически отработанное время в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по временной нетрудоспособности, следовало назначить в минимальном размере, так как обязательные страховые взносы на социальное страхование в общей сложности уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособие.

Нарушен п.17 Положения № 569;

пособие работнику, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющему льготы в соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка, а следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка с первого дня начала нетрудоспособности;

пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка, следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка;

пособие по временной нетрудоспособности за период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его медицинской реабилитации назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка, следовало – в размере 100 процентов среднедневного заработка.

Нарушен пункт 18 Положения № 569;

при нарушении режима, предписанного врачом, оплата произведена за все дни временной нетрудоспособности, включая дни неявки на прием, не удостоверенные листком нетрудоспособности;

при определении размера пособия не учитывался факт употребления алкоголя, прогула без уважительной причины, нарушения режима, предписанного врачом;

пособие в случае заболевания, причиной которого явилось потребление алкоголя, назначено за первые 6 календарных дней временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 19 Положения № 569;

при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за период, в который включен месяц наступления нетрудоспособности;

при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, следовало – за 6 месяцев;

при исчислении пособия по временной нетрудоспособности в заработок за расчетный период (6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие), включались выплаты по предыдущему месту работы;

пособие по временной нетрудоспособности назначено в минимальном размере, следовало назначить исходя из размера среднедневного заработка, определяемого за фактически отработанное время в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 21 Положения № 569;

из числа календарных дней расчётного периода не исключены календарные дни трудового, социального отпусков, временной нетрудоспособности,дни отпуска без сохранения заработной платы, период нахождения на военных сборах с оплатой в размере среднедневного заработка;

из числа календарных дней расчетного периода исключались выходные и праздничные дни;

из числа календарных дней расчетного периода исключены праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, а также периоды прогулов;

из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, а не сами периоды.

Нарушен пункт 22 Положения № 569;

в случаях, когда число календарных дней расчетного периода составило менее 30 календарных дней, пособие исчислено из среднедневного заработка, следовало исчислить из тарифной ставки (тарифного оклада), установленной (ого) на день возникновения права на пособие.

Нарушен пункт 23 Положения № 569;

в заработок для исчисления пособия излишне включались суммы среднего заработка за период трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;

в заработок для исчисления пособия работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (суммы поощрения к грамоте, материальной помощи);

в заработок для исчисления пособия не включался средний заработок, сохраняемый за время служебной командировки;

в заработокдля исчисления пособия не включались выплаты, надбавки, которые следовало включать (надбавка к окладу, доплата по контракту, ежемесячная премия, в том числе выплаченная из внебюджетного источника);

в заработок для исчисления пособия премии и иные выплаты учитывались не пропорционально отработанному времени (если месяц, в котором выплачена премия или иная выплата, отработан не полностью);

в заработок для исчисления пособия доплата до минимальной заработной платы включена пропорционально отработанному времени, следовало включить всю сумму.

Нарушен пункт 24 Положения № 569;

пособие по временной нетрудоспособности исчислено за большее или меньшее число календарных дней, чем количество календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности.

Нарушен пункт 25 Положения № 569;

пособие работнику, работающему по гражданско-правовому договору, исчислено как работающему по трудовому договору;

неверно учтены суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и количество календарных дней для исчисления среднедневного заработка;

пособие работнику, работающему по гражданско-правовому договору, назначено и выплачено в случае, когда временная нетрудоспособность наступила после окончания выполнения работ по гражданско-правовому договору;

размер пособия по беременности и родам превышал сумму обязательных страховых взносов, уплаченных в бюджет фонда с вознаграждения по гражданско-правовому договору, из которого исчислено пособие.

         Нарушен п.27 Положения № 569;

         пособие назначено и выплачено в размере, превышающем максимальный размер пособия за календарный месяц – в размере, превышающем трехкратную величину средней заработной платы работников в республике в месяце, предшествующем месяцу, в котором возникло право на пособие.

Нарушен п. 29 Положения № 569;

пособия не назначены по каждому месту работы (по основному месту работы и по гражданско-правовым договорам у данного нанимателя);

лицу, выполняющему работы по гражданско-правовому договору, пособие по временной нетрудоспособности исчислено из размера среднедневного вознаграждения, выплаченного по предыдущему договору.

Нарушен пункт 31 Положения № 569.

 

Указанные нарушения при проведении проверок и контрольных мероприятий (за исключением мониторингов) привели к переплатам пособий по временной нетрудоспособности, которые в соответствии с пунктом 38 Положения № 569 органами Фонда не принимаются к зачету расходов, а также к недоплатам пособий по временной нетрудоспособности, которые подлежат доплате. На основании пункта 15 Положения об уплате (утратило силу с 21.01.2022 в связи с внесением изменений в Указ № 40) не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании пункта 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда (с 21.01.2022 – на основании статьи 10 Закона о взносах).

Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 (тип формы – исходная) за соответствующий отчетный период, которая откорректирует ранее представленные данные в части размеров пособий по временной нетрудоспособности (откорректированные сведения отражаются в месяцах, в которых были допущены ошибки, остальные данные повторяются в таком же виде, как они были заполнены в ранее представленной форме ПУ-3). В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (переплаченные суммы не удержаны с получателя пособий) данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и, соответственно, включить в корректирующую форму ПУ-3 (тип формы – исходная).

При добровольном устранении плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений (в оформлении листков нетрудоспособности) в срок, установленный органом Фонда, к нему не применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, за исключением повторного выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании, выявленных органом Фонда при проведении предыдущего мониторинга.

3. Нарушения при оплате свободного от работы дня лицу, воспитывающему ребенка-инвалида до 18 лет.

Работнику, учет рабочего времени которого ведется в часах, оплата свободного дня в месяц производилась не из расчета один рабочий день равен восьми рабочим часам.

Нарушен пункт 9 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 г. №34 (далее – Инструкция № 34);

свободный от работы день в месяц не предоставлялся (отработаны все дни по графику работы), а оплата свободного от работы дня в месяц производилась.

Нарушен пункт 10 Инструкции № 34;

размер сохраняемого среднедневного заработка исчислен из заработной платы, начисленной работнику не за два календарных месяца работы, предшествующих месяцам, в которых представлялись свободные от работы дни;

при исчислении среднего заработка в расчет включались суммы среднедневного заработка, сохраняемого за время предоставления свободного дня в месяц, и в тоже время не включалась ежемесячная премия;

оплата произведена из расчета среднечасового заработка работнику, учет рабочего времени которого ведется в днях, а не из среднедневного.

Нарушен пункт 18 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее – Инструкция № 47);

размер среднедневного заработка определялся путем деления заработной платы за календарные дни, а не за фактически отработанные часы.

Нарушен пункт 19 Инструкции № 47.

4. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

При расчете частичной доплаты за путевку неверно определен ее размер в процентах от полной стоимости;

размер частичной доплаты за путевку рассчитан не от полной стоимости путевки, указанной в документах.

Нарушен пункт 4 Указа Президента Республики Беларусь от 28.08.2006
№ 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения»;

путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление работникам и их детям выдавались не по месту работы.

Нарушен пункт 7 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) и пункт 1 Положения о комиссии по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 августа 2002 г. № 1155.

при обращении за получением путевки в детский санаторий, не предоставлена справка с места работы другого родителя о невыделении путевки на детей в текущем году;

работнику, сопровождающему инвалида I группы, путевка выдана при отсутствии заключения ВКК о необходимости такого сопровождения.

Нарушен пункт 8 Положения  № 542;

неверно определялся размер денежного дохода (не включены пенсия по возрасту, сумма выплат за работу по внешнему совместительству);

размер среднемесячного денежного дохода определен за 12 календарных месяцев, не предшествующих месяцу выдачи путевки;

при определении размера платы за путевку размер начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь применен не за позапрошлый месяц относительно месяца выдачи путевки.

Нарушен пункт 15 Положения № 542;

плата за путевку, приобретенную за счет средств государственного социального страхования, несвоевременно перечислялась в бюджет фонда.

Нарушен пункт 16Положения № 542.

 

На основании пунктов 15, 16, 17 Положения об уплате (утратило силу с 21.01.2022 в связи с внесением изменений в Указ № 40)на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляются пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

С 21.01.2022 – на основании статьи 10 Закона о взносах.

 

5. Нарушения при выплате пособия на погребение.

Пособие выплачено в размере средней заработной платыработников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения пособия, следовало относительно месяца наступления смерти;

пособие выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за прошлый месяц относительно месяца наступления смерти, следовало за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.

Нарушена статья 32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле»;

пособие выплачено на основании копии справки о смерти.

Нарушен пункт 3 Положения о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2015 № 585.

Правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования.

1. По представлению формы ПУ-1 «Анкета застрахованного лица» (далее – форма ПУ-1):

Не была представлена форма ПУ-1 на застрахованное лицо в случае изменения фамилии при вступлении в брак.

Нарушен пункт 6 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее – Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ).

2. По сведениям о приеме и увольнении по форме ПУ-2 (далее – форма ПУ-2) установлено:

  • по застрахованным лицам, принятым на работу и уволенным с работы по внутреннему совместительству, сведения в разделе 3 формы ПУ-2 в установленном порядке не представлены;
  • неверно представлены сведения по застрахованным лицам, принятым и (или) уволенным с работы по основному месту работы, по внешнему совместительству;
  • сведения по застрахованному лицу, работавшему на условиях внешнего совместительства, представлены как по работавшему по основному месту работы;
  • неверно указан код основания увольнения застрахованных лиц;
  • неверно указан код вида трудового договора застрахованного лица;
  • не представлены (неверно представлены) сведения в связи с присвоением квалификационной категории (не заполнены разделы 2.1, 2.2); в связи с увольнением по основному месту работы и приемом по внешнему совместительству (не заполнен раздел 1);
  • неверно заполнены графы «Код должности служащего (профессии рабочего по Общегосударственному классификатору ОКРБ 014-2017 «Занятия», «Код вида трудового договора», «Наименование должности служащего, профессии рабочего в соответствии с квалификационными справочниками, утверждаемыми в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность работников по отдельным должностям служащих, и трудовым договором (полное наименование)»;
  • не представлены сведения о переводе застрахованных лиц на другую должность, о присвоении профессии;
  • несоответствие данных, отраженных в форме ПУ-2, данным, указанным в приказах (распоряжениях) о приеме на работу и (или) увольнении с работы.

Нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

непредставление и (или) представление формы ПУ-2 с нарушением установленного срока.

Нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее – Правила).

3. По форме ПУ-3 установлено:

Непредставление и (или) представление формы ПУ-3с нарушением установленного срока.

Нарушен пункт 16 Правил;

в форме ПУ-3 суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, отражены не в тех месяцах, за которые они начислены; суммы премий и материальной помощи отражены не в тех месяцах, в которых они начислены;

не отражены (неверно отражены) выплаты, произведенные по гражданско-правовым договорам;

неправомерно отражены суммы обязательных страховых взносов на пенсионное страхование (28%) работающему инвалиду 2 группы;

суммы заработной платы и иных выплат, отраженные в форме ПУ-3, не соответствуют суммам, указанным в бухгалтерских документах;

суммы перерасчета заработной платы отражены в месяце, в котором произведен перерасчет, следовало – в месяце, за который произведен перерасчет;

в форме ПУ-3 в графе «Сумма выплат (дохода), на которые начисляются страховые взносы» отражены выплаты, на которые в соответствии с законодательством не начисляются обязательные страховые взносы;

суммы выплат завышены на сумму доплаты к заработной плате по Указу Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» за период необоснованного ее получения (далее – Указ № 441);

в форме ПУ-3 в графе «Сумма пособий по временной нетрудоспособности» включены суммы пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пособий в связи с рождением ребенка, пособий женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-ти недельного срока беременности;

в разделе 1 формы ПУ-3 в графе «Код причины начисления выплат (дохода), на которые начисляются обязательные страховые взносы ниже уровня месячной минимальной заработной платы, установленного и проиндексированного в соответствии с законодательством» неверно указан код причины начисления заработной платы меньше установленного размера минимальной заработной платы.

Нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

по застрахованным лицам, работавшим в течение отчетного периода (года) по трудовому договору и гражданско-правовому договору, форма ПУ-3 не заполнена отдельно по каждому виду договора, а заполнена одна форма;

не представлены формы ПУ-3 по гражданско-правовому договору;

заполнена одна форма ПУ-3 по застрахованному лицу, выполнявшему работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде (год).

Нарушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3 неверно отражены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (код вида деятельности «ДЕТИ»), периоды получения пособия по временной нетрудоспособности (код вида деятельности «ПОСОБИЕ»), периоды выполнения работ на основе гражданско-правовых договоров (код вида деятельности «ДОГОВОР»);

при заполнении раздела 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3 из периода уплаты взносов (код вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ») не исключались дни прогулов и социальных отпусков без сохранения заработной платы;

необоснованно отражен период по виду деятельности «СТРАХСЛУЧ»;

не отражен период получения доплаты по Указу № 441 вместо профессионального пенсионного страхования (код вида деятельности «ПРОФДОП»);

на лицевом счете вместо кода вида деятельности «ПРЕМИЯ» отражен код вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» в месяце, в котором отсутствуют рабочие дни;

не представлена форма ПУ-3 с указанием кода вида деятельности «НЕОПЛДОГ».

Нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ.

4. По форме ПУ-6 установлено:

В форме ПУ-6 отражались выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование;

в форме ПУ-6 не отражались выплаты, на которые должны быть начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование;

в форме ПУ-6 не отражались суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленные работникам в связи с их занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда.

Нарушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

некорректно отражались в разделе 2. «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 периоды занятости в особых условиях труда (в периоды работы с особыми условиями труда включены выходные дни, следовавшие за днями, когда работник не работал в особых условиях труда либо находился на больничном листе; периоды занятости в особых условиях труда указаны не в соответствии с занятостью на рабочем месте, которая подтверждается табелем учета рабочего времени; в периоды работы с особыми условиями труда включены дни, когда работник не был занят работой в особых условиях труда в течение полного рабочего дня);

из периодов работы с особыми условиями труда необоснованно исключались периоды очередных отпусков, которые следовали непосредственно после работы в особых условиях труда, праздничные и выходные дни, следовавшие за периодом (днем), в котором работник был занят на работе в особых условиях трудаи подлежал профессиональному пенсионному страхованию.

Нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ.

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин (до 01.03.2021 указанная ответственность была предусмотрена в соответствии со статьей 23.16 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до двадцати базовых величин).

Правильность заполнения и своевременность представления отчетности.

В ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» формы 4-фонд (далее – отчет формы 4-фонд):

суммы задолженности плательщика Фонду не соответствовали данным оборотно - сальдовой ведомости по счету 69 (171) «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Нарушены пункты 3, 10 Указаний по заполнению 4-фонд, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.11.2019 № 62 (далее – Указания по заполнению);

неправильно отражены суммы обязательных страховых взносов.

Нарушены пункты 3, 12 Указаний по заполнению 4-фонд, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2018 № 83;

в строке 02 отчета не отражена среднесписочная численность застрахованных работников, являющихся инвалидами II группы.

Нарушен пункт 6 Указаний по заполнениюот 30.11.2018 № 83;

по строке 04 отчета «Общая начисленная сумма выплат в денежном и (или) натуральном выражении, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, на которую начисляются обязательные страховые взносы» имеются расхождения с данными бухгалтерского учета.

Нарушен пункт 8 Указаний по заполнениюот 29.11.2019 № 62;

в строке 05 отчета не отражена сумма выплат, начисленная работающим инвалидам II группы, на которую начисляются обязательные страховые взносы.

Нарушен пункт 9 Указаний по заполнениюот 30.11.2018 № 83;

по строке 08 отчета «Начисленные обязательные страховые взносы» имеются расхождения с данными бухгалтерского учета.

Нарушен пункт 12 Указаний по заполнениюот 29.11.2019 № 62;

по строке 11 отчета неверно отражены (не отражены) суммы частичной доплаты за выделенные работникам путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования, вносимые наличными в кассу плательщика.

Нарушен пункт 15 Указаний по заполнениюот 29.11.2019 № 62;

по строке 15 отчета неверно отражались суммы расходов, произведенные плательщиком за счет средств бюджета фонда, разнесены не за соответствующие месяцы отчетного квартала.

Нарушен пункт 19 Указанийпо заполнению от 29.11.2019 № 62;

по строке 21 отчета неверно отражено количество дней временной нетрудоспособности, за которые начислены соответствующие пособия.

Нарушен пункт 23 Указанийпо заполнению от 29.11.2019 № 62;

данные РАЗДЕЛА IV «Использование средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» отчета 4-фонд в части количества дней нетрудоспособности, количества и видов пособий, сумм пособий не соответствуют данным бухгалтерского учета плательщиков о фактически произведенных расходах.

Нарушен пункт 24 Указаний по заполнениюот 29.11.2019 № 62;

неверно отражено количество и сумма выплат пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.

Нарушен пункт 26 Указаний по заполнению от 29.11.2019 № 62.

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин (до 01.03.2021 указанная ответственность была предусмотрена в соответствии со статьей 23.16 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до двадцати базовых величин).


Интернет-ресурсы